НОВОСТИ  ЮМОР  СТУДЕНТАМ  СТАТЬИ  ФОТОГАЛЛЕРЕЯ  О СЕБЕ  КОНТАКТЫ
На главную страницу
 top100

СТУДЕНТАМ

История МИФИ-5
Архив успеваемости
МПС
Схемотехника ЭВМ
Информатика
  Список экз.вопросов
  Курс "Информатика"
Основы алгоритмизации
и программирование
   
Назад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поисковая система Яndex Яндекс цитирования

поисковая система АПОРТ

img

увеличить... (66kb)

Курс "ИНФОРМАТИКА" для специальностей:
        0601 “Экономика, бухгалтерский учет и контроль”,
        0602 “Менеджмент”

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

1.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Классификация информационных систем

В зависимости от наших целей и склада мышления, мы можем по-разному классифицировать ИС, а некоторые системы и вовсе не поддаются классификации.

Фактографические системы

В этом разделе мы рассмотрим фактографические системы, которые, в отличие от документальных систем (см. далее), способны однозначно решать поставленные задачи и давать однозначные ответы на запросы. Эти ИС иногда условно делят на информационно-справочные системы, информационно-поисковые системы и системы оперативной обработки данных.

С одной стороны, справочная (или поисковая) система позволяет регистрировать, накапливать, классифицировать, систематизировать и извлекать старые знания (например, телефонные номера, адреса и реквизиты фирм, сведения о кадрах, материалах, заказах, коллекционных ценностях и проч.). Например, Ваша видеотека, — это справочная система. С другой стороны, такая ИС может служить источником новых знаний (т. е. знаний, не заложенных в ней). Например, аналитическая разработка выборок с последующим синтезом (анализ и синтез это два концептуальных метода науки) дает возможность исследователю делать научные выводы (особенно там, где важна статистика, например, в медицине, биологии, спорте, искусстве и даже в технике). Однако и в этом случае компьютер выступает не как самостоятельный источник новых знаний, а как посредник, снабжающий исследователя полуфабрикатами, которые уже с помощью человеческих рук (а точнее, головы) превращаются в научный продукт.

Системы оперативной обработки данных предназначены для решения множества практических задач — управления производством, бухгалтерского учета, управления коммерческой деятельностью фирмы и т. д.

По масштабу и принципам доступа к данным мы различаем:

1. настольные (автономные) или “персональные” ИС;

2. простые сетевые ИС, построенные по технологии “файл-сервер”;

3. мощные информационные системы в архитектуре “клиент-сервер”.

Фактографические ИС можно классифицировать по признаку: универсальные и специализированные.

Универсальные системы могут работать с любой предметной областью, с любой “начинкой”, если данные организованы в соответствии с рассмотренными нами принципами и формализованы согласно дополнительным требованиям конкретной ИС. Например, существует учебная система РИНС, которой безразлично предметное содержание информации, и она с равным успехом может работать и с телефонным справочником, и с видеотекой, и с медицинскими данными, и с заказами фирмы, и т. д. и т. п.

Кроме того, она может сортировать тексты, составлять словари, выполнять ряд других операций по формальной обработке данных. Для такой системы, скажем, нет понятия “Болезнь” (“Диагноз”), — есть некий код экземпляра, который сопровождается набором произвольных символов определенной длины (названием) и который в равной степени может быть и кодом болезни, и кодом завода, и табельным номером человека. В какой-то степени универсальная система аналогична телевизору, которому все равно, что показывать — хоккейный матч или симфонический концерт. Область применения таких систем широка — от личных (“персональных”) баз данных всевозможного назначения до профессиональных систем (гуманитарные БД, медицина, небольшие офисы).

Однако во многих сферах человеческой деятельности универсальные системы применять нельзя. В первую очередь — там, где их достоинства (независимость от характера информации и возможного набора запросов) становятся недостатками.

Например, в системе резервирования мест на самолеты, в которой обслуживается сотни тысяч пользователей, нельзя полагаться на универсальные методы. Для таких систем проектируют специальные алгоритмы ввода, поиска, обработки и выдачи информации, которые учитывают и специфику данных, и характер запросов.

Кроме того, следует учитывать и динамическую природу многих профессиональных систем, которая выражается в том, что база данных непрерывно обновляется, и не одним, а десятками и даже тысячами пользователей одновременно. При создании таких систем разработчикам приходится решать множество сложных проблем, которые в нашем учебнике не рассматриваются. Например, если в авиакассе Вам продали билет, сигнал об этом событии должен быть в ту же секунду обработан в базе данных, иначе билет на то же место могут продать другому пассажиру (и возможно, в другом городе).

Специализированные ИС широко применяются в материальном производстве, банковском деле, криминалистике, научных исследованиях.

Понятие о документальных системах

В фактографических системах регистрируются факты конкретные значения данных об объектах реального мира.

Документальные информационные системы обслуживают принципиально иной класс задач, которые не предполагают однозначного ответа на поставленный вопрос. Базу данных таких систем образует совокупность неструктурированных текстовых документов (статьи, книги, рефераты, тексты законов и т. п.), снабженная тем или иным формализованным аппаратом поиска.

Цель системы, как правило, — выдать в ответ на запрос пользователя список документов, в какой-то мере удовлетворяющих сформулированным в запросе условиям. Например, выдать список всех статей, в которых встречается слово “энтропия”. Принципиальной особенностью документальной системы является ее способность, с одной стороны, выдавать ненужные пользователю документы (например, где “энтропия” употреблена в ином смысле, чем предполагалось), а с другой — не выдавать нужные (например, если автор употребил какой-то синоним или ошибся в написании). Документальная система должна уметь по контексту определять смысл того или иного термина (например, различать “Рак” (животное), “Рак” (созвездие) и “Рак” (болезнь)).

Некоторые программные пакеты дают возможность пользователю спроектировать своеобразный гибрид фактографической и документальной системы; т. е. работать с неструктурированными блоками информации, снабженными структурированными описателями.

Вопросы для самоконтроля:

•  Перечислите основные функции информационной системы.

•  Перечислите вспомогательные функции информационной системы.

•  Что такое поиск и отбор информации?

•  Что такое отчет по базе данных?

•  Чем отличается документальная система от фактографической?

•  В каких случаях нельзя использовать универсальные ИС?

•  Приведите примеры фактографических информационно-поисковых систем.

•  Приведите примеры систем оперативной обработки данных.

•  Приведите примеры документальных информационно-поисковых систем.

•  Что такое настольная ИС?

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
 Вернуться на главную страницу  Посмотреть карту сайта  Отправить письмо  вверх
 Вход на ФОРУМ  Ульи и пасека "под ключ". Подробнее...
Гостевая книга

официальный сайт
Е.В.Ушкаленко © 2005-2012гг.

e-mail: ushkalenko@mail.ru

 Активный отдых для семьи, компании и трудового коллектива на природе Южного Урала. Подробнее...