Н О В О С Т И
наш депутат
В рамках нашей постоянной рубрики депутат городского Собрания Андрей Игоревич Августис взял слово и решил поделиться самым наболевшим.
По следам Ломоносова
Молодежь из глубинки всегда стремилась в крупные центры. Хрестоматийный пример Михайло Ломоносова — лишь верхушка айсберга. Миграционные намерения и мотивы современных молодых людей хорошо изучены и мало чем различаются по регионам. Образование, интересная работа, высокие заработки, возможности организации досуга — здесь мегаполисы вне конкуренции.
Сегодня без серьезной государственной политики малые города превращаются в провинцию, переживают глубокую депрессию. В этом плане Трехгорный — не исключение. Конечно, тот задел, который образовался во времена оффшора, дает Трехгорному некоторую фору и его, уже можно сказать регионообразующие предприятия ПСЗ и «Завьялиха» внесли немалый вклад в развитие нашей округи в самые кризисные времена. Однако теперь, когда в соответствии с новым законодательством малые города не имеют никаких льгот и преференций, они становятся жертвой современной рыночной цивилизации. Капитал стимулирует мегаполисы с мощной потребительской инфраструктурой.
Сегодня вспомнил своих соседей. В подъезде двадцать квартир.
За последние несколько лет уехали на учебу и остались в других городах четверо студентов (на подходе еще трое), двое служащих, семья военного (четыре человека) переселилась в Пензу.... В трехкомнатных квартирах остаются жить по одному-два человека.
С одной стороны, в этом есть положительный момент. Выросло новое поколение россиян, уровень образовательных притязаний которых намного превосходит характерный для их родителей. Для достижения своих целей они готовы с легкостью сменить место жительства. С другой стороны, выявившаяся картина вряд ли благоприятна для самих малых городов. Миграция из малых городов в крупные была всегда. И формировала там различные слои населения. Интеллектуальная элита крупных городов также во многом пополнялась провинциалами. Но при этом миграция никогда не носила столь массового характера. А та перспектива, которая ждет малые города при нынешних и будущих масштабах миграции, представляется печальной. Это — не просто отток населения. Это — отток молодого населения, который приведет к ускоренному (даже на
фоне общероссийских демографических тенденций) старению. Кроме того, это влечет обострение проблемы утечки квалифицированных кадров, поскольку, обучившись нужным городу профессиям, молодые не станут возвращаться (а эта проблема и без того остра в малых городах в результате участия наиболее активного населения в процессах трудовой миграции). В конце концов, возникнет ситуация, когда уже никакие инвестиции не смогут оживить градообразующие предприятия и, следовательно, сами малые города.
Для решения проблем малых городов государственными органами неоднократно принимались соответствующие постановления и программы, однако практически они не выполнялись, как из-за их всеобъемлющего характера и попытки одновременно решить все вопросы, так и в связи с отсутствием реального финансирования. В 1996 году была принята «Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы», которая предусматривала механизм регулирования оттока капитала из малых городов и перераспределение капитала центра в их пользу, однако и эта программа в силу отмеченных причин оказалась не реализованной.
В условиях нового законодательства местные власти пытаются использовать все возможные рычаги для предотвращения ухудшения демографической и экономической ситуаций в городе. Однако без соответствующей новой государственной политики, без внесения изменений в Бюджетный кодекс и налоговое законодательство шансы у малых городов невелики.
материалы городской газеты "Спектр"
№ 13 (1323) от 30 марта 2006г.
|